IN SOUND WE TRUST

Тест 2-полосных компонентных акустических систем Eton Core S2 сайта carmus.ru

Вообще-то этот тест планировался к выходу чуть раньше, вместе с французской акустикой Focal Utopia M и английско-индонезийской Audible Physics 3DEV – новые немецкие Eton Core S2 как раз попадают в одну с ними ценовую категорию. Но, как это иногда бывает, некоторые моменты потребовали более глубокого изучения и уточнения, и этот материал был сделан только после небольшой переписки с отделом R&D компании Eton Soundsysteme GmbH. В общем, смотрим.

Для начала, как водится, встретил «по одёжке». Eton Core S2 поставляется в солидного вида металлическом кейсе, покрытом матовой краской и с глянцевым логотипом. Серьёзная такая подача.

02

Комплект «активный», т. е. предназначен исключительно для процессорных систем – собственного кроссовера не предусмотрено. В него входят только твитеры, НЧ/СЧ динамики, ну и кое-какие монтажные мелочи. И да, ещё в отдельной картонной коробочке идут белые перчатки. Кстати, совсем не бутафорские, их можно реально использовать в работе.

03

Но это всё лирика, главное – сами динамики. Диффузоры – настоящее произведение технического искусства, абсолютно без шуток и сарказма. Они изготовлены из магниевого сплава с лаковым олефиновым покрытием лицевой части и имеют необычный рельеф в виде выпуклых точек. Задача такого рельефа – погасить распространение механических напряжений от звуковой катушки к краям диффузора и обратно. Собственно, лаковое покрытие выполняет ту же задачу – демпфирование внутренних резонансов материала.

04

На простукивание диффузор действительно отдаёт достаточно глухим звуком, хотя магниевый сплав сам по себе – тот ещё материал, с ним и в твитерах не все производители совладать могут, а тут – целый 6.5-дюймовый диффузор.

Центральный колпачок – из ткани с пропиткой, делающей его относительно жёстким. Цель применения такого «полужёсткого» материала тоже понятна – какой-нибудь металлический колпачок может подчёркивать выброс АЧХ на верхней границе работы динамика (довольно частое явление в НЧ/СЧ динамиках), а здесь он его как бы нивелирует.

Литая корзина крепкая, но выглядит ажурно, динамик хорошо «дышит» своей обратной стороной. Компактный неодимовый магнит – дополнительный плюс при установке в автомобильный подиум, особенно когда нет возможности сделать его достаточно свободным внутри. С обратной стороны видно, что диффузор имеет по внешнему краю ребро, которое придаёт ему дополнительную конструктивную жёсткость.

05

 

Если коротко и сильно упрощённо, то чем выше соотношение рабочих витков катушки (т. е. находящихся в магнитном зазоре) к их общему числу, тем более точной, чёткой и контролируемой получается работа динамика, особенно на нижних частотах вблизи Fs.

Твитеры в комплекте Eton Core S2 тоже крайне необычны. Во-первых, сами излучающие купола выполнены из магния с керамическим покрытием. Подвесы – из шелка с пропиткой, достаточно широкие. Акустическое оформление закрытое, но, судя по размерам металлического корпуса, явно имеется просторная акустическая камера.

06

В комплекте идут металлические обоймы двух типов – для врезного монтажа и монтажа на поверхность. В обоих случаях предусмотрены по два варианта крепления твитера – без защитного гриля и с грилем. Причём высота гриля такова, что во втором случае сам купол оказывается утопленным в корпус достаточно глубоко.

07

Собственно, именно форма гриля и стала основным вопросом, потребовавшим уточнения у разработчиков Eton.

08

На вопрос о том, какие задачи преследует такая конструкция, был дан ответ – для настройки звучания ВЧ в тех случаях, когда нет возможности разместить твитеры оптимальным образом. При этом действительно приходится идти на жертвы, с грилями АЧХ и акустическая фаза твитеров начинают ломаться (кстати, присланные немцами графики довольно точно повторили мои измерения, так что разговор получился конструктивным). Но в реальных условиях это может избавить от более серьёзных проблем, так что компромиссы тут вполне осознанные.

А вообще, было отмечено, что использовать грили действительно нужно только при самой крайней необходимости, лучше постараться расположить излучатели оптимально. Поэтому вполне возможно, что в следующих комплектах (а Core S2, как вы понимаете, делается почти штучно) их не будет вовсе или же они будут изменены. High End – штука, не терпящая компромиссов.

ИЗМЕРЕНИЯ

В описании к акустике имеются рекомендации по разделу полос. Фильтр нижних частот для НЧ/СЧ динамика предлагается настраивать в пределах 2-3 кГц, а фильтр верхних частот для твитера – в пределах 2-3,5 кГц. Оба фильтра – второго порядка. Оценивать работу динамиков буду исходя из этих рекомендаций.

09

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Eton Core S2: 

  • Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 12,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,10
  • Qes (электрическая добротность) – 0,64
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,8 дБ

НЧ/СЧ динамик имеет красивую АЧХ, которая укладывается в достаточно узкий «коридор» вплоть до примерно 2 кГц. Дальше начинается зависимость от угла разворота, что для 6,5-дюймового калибра закономерно. Выброс АЧХ на верхней границе рабочего диапазона заметен, но относительно невелик. Он приходится на область 4-6 кГц, что как раз и объясняет рекомендацию резать динамик не выше 3 кГц.

10

До указанных 3 кГц динамик работает действительно практически идеально. Выше по частоте неравномерность АЧХ сопровождается небольшим скачком фазы, но при настройке системы согласно рекомендациям это уже не столь важно – всё это остаётся вне рабочего диапазона НЧ/СЧ полосы.

11

Практически во всём диапазоне НЧ/СЧ динамика преобладает чётная гармоника, разве что в области около 2 кГц третья гармоника неожиданно даёт о себе знать, хотя ни АЧХ, ни график фазы предпосылок к этому вроде бы не давали. Но в верхнем СЧ диапазоне уровень искажений достаточно низкий, так что это тоже не столь важно. Просто надо же было хоть к чему-нибудь придраться.

12

Твитер я потерзал знатно – и без гриля, и с грилем. Но после переписки с отделом R&D было решено, что нечего захламлять отчёты лишними графиками. Раз рекомендовано в качестве приоритетного варианта установка без гриля, значит будем смотреть, что он умеет в таком виде. Собственно, мне этот вариант тоже видится как наиболее логичный. Хотя открытый купол в этом случае не помешает чем-нибудь защитить, например, жёсткими проволочными дугами.

Строго по оси характеристика получилась типичной для жёсткого купола с низким профилем. Что-то похожее доводилось видеть у Brax Graphic GL1 (кстати, тоже с керамическим покрытием) или у недавно протестированного Audible Physics 3DEV T1.25. Причём, как и для тех твитеров, АЧХ становится ровнее при небольшом отклонении от оси.

13

При таком характере ВЧ можно смело отступать от рекомендации резать твитер снизу на 2-3,5 кГц фильтром 12 дБ/октава. К примеру, посмотрите, какие получаются АЧХ при подрезке на более высоких частотах, когда твитер развёрнут под небольшим углом. Ну красота же (синие кривые).

14

15

Искажения низкие, причём с понижением частоты они и растут медленно, переваливая однопроцентный порог вообще ниже 2 кГц. Так что описание не обмануло – при необходимости можно смело выставлять невысокую частоту ФВЧ.

16

Поведение фазы каких-то вопросов не вызывает, график получается как и у большинства твитеров с похожим профилем купола.

17

В общем, высокочастотники – каких мало. Они уверенно работают на самом верху и одновременно с этим не боятся снижения частоты ФВЧ. Причём лучше всего работают не «в лоб», а при лёгком развороте – то что нужно для автомобиля.

ВЫВОДЫ

Акустика очень необычная и крайне многообещающая. И снова не стану в деталях расписывать звучание, поскольку 90% результата – это установка и настройка. Но отмечу, что использование магния однозначно дало свои результаты. Звучание не просто имеет хорошую макро- и микродинамику, важно, что при этом подача музыкального материала получается в целом нейтральной. Уже не отвлекаешься на какие-то аспекты вроде «как хорошо отстреливает атака» или «насколько ровная тоналка», а просто естественным образом вовлекаешься в процесс прослушивания музыки, а не звуков. Это очень ценно, и далеко не всякая акустика такое позволяет.

В плане настройки выводы ожидаемы – НЧ/СЧ звено лучше подрезать сверху согласно рекомендации – не выше 3 кГц. А выше при установке динамиков в двери и не нужно. Благо, твитеры уже на этих частотах могут спокойно подхватить эстафету. Что, кстати, даже выгодно отличает Core S2 от той же Focal Utopia M, твитеры в которой просят более высокой частоты настройки, и, следовательно, в реальной инсталляции полностью раскроют себя либо в 3-полосном варианте, либо при вытаскивании НЧ/СЧ звена на панель. В принципе, Core S2 от добавления третьей полосы хуже тоже не будет, но в 2-полосном варианте Eton оказывается приспособленным к автомобильным условиям даже несколько лучше.

+ Высочайшее качество изготовления
+ НЧ/СЧ динамик работает практически идеально вплоть до 3 кГц
+ Твитер лоялен к снижению частоты раздела почти до 2 кГц

— Минусы при столь бескомпромиссном подходе? Вы это серьёзно?